святые Петр и Феврония
  Новости Расписание Богослужений Вопрос священнику Форум Рассылка
Главная
ЛЕТОПИСЬ МВ ЛЕТОПИСЬ МВ
О ХРАМЕ О ХРАМЕ
ФОТОГАЛЕРЕЯ ФОТОГАЛЕРЕЯ
ПАЛОМНИЧЕСТВО ПАЛОМНИЧЕСТВО
ВОСКРЕСНЫЙ ЛИСТОК ВОСКРЕСНЫЙ ЛИСТОК
ОБЪЯВЛЕНИЯ ОБЪЯВЛЕНИЯ
ДРУГОЙ МИР ДРУГОЙ МИР
БИБЛИОТЕКА БИБЛИОТЕКА
МОЛОДЕЖЬ МОЛОДЕЖЬ
УЧИМСЯ УЧИМСЯ
НАША ПОЭЗИЯ НАША ПОЭЗИЯ
ПОМОЩЬ ПОМОЩЬ
КОНТАКТЫ КОНТАКТЫ
ЦЕРКОВНАЯ ЛАВКА ЦЕРКОВНАЯ ЛАВКА

   Патриархия.RU

   Orthodoxie in Freiburg Православие во Фрейбурге

  

  

  

  


   Православие.Ru

   Rambler's Top100

   Милосердие.ru

  © МВ 2009-2011
св. Петр и Феврония
Муромские
храм Вознесения
Господня
Малое Вознесение

  
ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ

Вопрос: О посте и сухоядении
А скажите что такое сухоядение-пища с пониженным содержанием воды (вроде сухарей) или грубая пища (вроде капусты). И применяется ли эта мера в качестве эпипимии в наше время?
Алексей

Ответ: Просим прощения за продолжительный перерыв в ответах на поступающие к нам вопросы и предлагаем разъяснения по последнему из них, касающемуся устава о посте и сухоядении, а также современной духовнической практике.

 В Церковном уставе или Типиконе сведения о посте во все дни года собраны в разных главах, в частности, 32, 33, 35, 38, 51-й, и в каждой из них слово "сухоядение" поясняется по разному. Например, в обширной 35-й главе мы читаем: "...сухоядение ясти подобает, хлеб и воду, и сим подобная" - весьма общее и краткое замечание. В главе же 36-й пояснение более пространное: "На сухоядении же стафиды (изюм), и маслицы (оливки или маслины), и ягоды винные сухи ... орехов шесть; смоквей восемь средних..." и далее следуют довольно подробные рассуждения о том, что всякая пища, вареная или "суровая" (очевидно, не вареная), подобает тому или иному дню или периоду церковного года.
Отсюда следует первый вывод - сухоядение есть определенная степень поста (в отличие, например, от пищи с елеем), степень строгая и не всем посильная, и ее нельзя воспринимать как некий совершенно конкретный список предписаний, о чем ярко свидетельствует Устав, не описывая отдельно и подробно каждую степень воздержания в посте, а касаясь их лишь по мере необходимости.
Здесь же и второй вывод - если человек желает угодить Богу, то не имеет никакого значения, будет ли он в дни сухоядения есть неваренную капусту или сухари, финики или сушенный виноград, да еще обращая внимание на содержание в них воды. Суть воздержания не в этом - суровая пища (сухая ли, простая ли, сырая ли или неваренная) вне зависимости от конкретных продуктов должна смирить плоть человека, чтобы несколько ослабшие ее узы дали возможность духу вкушать другую пищу - пищу небесного Царства; кроме того, постясь, христианин послушается церковным установлениям, укрепляет свою волю, борясь с грехами, которые он начинает видеть. Если человек проводит пост именно так - то перед ним не должен стоять вопрос, что я должен есть в дни сухоядения - сухари или капусту? Дух Устава дает человеку определенную свободу в выборе пищи, Устав о сухоядении лишь утверждает меру строгости, не ограничивая постящегося узким набором продуктов (хотя они и называются: хлеб, вода, самые разные овощи и фрукты, зелень, злаки, мед и т.д.)
Таким образом, в дни сухоядения Устав дозволяет вкушение хлеба, воды, сырых, квашеных или маринованных овощей, фруктов, зелени, меда, разумеется, соли. Пища сваренная, а затем охлажденная (например, крупяная каша) также может употребляться в период сухоядения и это оставляется на усмотрение самого постящегося, так как единого уставного мнения по этому поводу нет.
Предлагаем вашему вниманию простую таблицу, в которой календарь постов и трапез представлен по периодам церковного года и дням недели. Нетрудно увидеть, что Устав различает 5 степеней поста:
1. Полное воздержание от пищи (например, в первые 2 дня Великого Поста);
2. Сухоядение;
3. Горячая (вареная) пища без елея (масла);
4. Горячая (вареная) пища с елеем (маслом);
5. Горячая (вареная) пища с елеем (маслом) и рыбой.

Календарь постов и трапез
(по монастырскому уставу) 

Периоды пн
вт ср чт пт сб вс
Великий Пост сухо - ядение горячее без масла сухо - ядение горячее
без масла
сухо - ядение горячее
с маслом
горячее
с маслом
Весенний мясоед     рыба   рыба    
Петров пост
горячее
без масла
рыба сухо - ядение рыба сухо - ядение рыба рыба
Летний мясоед     сухо - ядение   сухо - ядение    
Успенский пост
с 14 августа по 27 августа
сухо - ядение горячее без масла сухо - ядение горячее
без масла
сухо - ядение горячее с маслом горячее
с маслом
Осенний мясоед     сухо - ядение   сухо - ядение    
Рождест-
венский пост


с 28 ноября по 6 января
до 19 декабря горячее
без масла
рыба сухо - ядение рыба сухо - ядение рыба рыба
20 декабря - 1 января горячее
без масла
горячее с маслом сухо - ядение горячее
с маслом
сухо - ядение рыба рыба
2-6 января сухо - ядение горячее без масла сухо -ядение горячее без масла сухо - ядение горячее с маслом горячее с маслом
Зимний мясоед     рыба   рыба    

Что касается вопроса о эпитимии - священник, услышав на исповеди о грехе, который требует врачевания воздержанием в пище, вправе благословить кающемуся ту или иную степень поста. Если принимающий исповедь видит, что кающийся вполне способен понести и строгое воздержание, которое предполагается при сухоядении, более того, это необходимо для его души и не вредно для телесного здоровья - то священник может благословить и сухоядение. Однако, думается, что в наше время такое благословение все же не такое частое.

 
 
В этот день...

[НОВОСТИ] [РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ] [ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ] [ФОРУМ] [RSS]