ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ Print E-mail

Вопрос: О посте и сухоядении
А скажите что такое сухоядение-пища с пониженным содержанием воды (вроде сухарей) или грубая пища (вроде капусты). И применяется ли эта мера в качестве эпипимии в наше время?
Алексей

Ответ: Просим прощения за продолжительный перерыв в ответах на поступающие к нам вопросы и предлагаем разъяснения по последнему из них, касающемуся устава о посте и сухоядении, а также современной духовнической практике.

 В Церковном уставе или Типиконе сведения о посте во все дни года собраны в разных главах, в частности, 32, 33, 35, 38, 51-й, и в каждой из них слово "сухоядение" поясняется по разному. Например, в обширной 35-й главе мы читаем: "...сухоядение ясти подобает, хлеб и воду, и сим подобная" - весьма общее и краткое замечание. В главе же 36-й пояснение более пространное: "На сухоядении же стафиды (изюм), и маслицы (оливки или маслины), и ягоды винные сухи ... орехов шесть; смоквей восемь средних..." и далее следуют довольно подробные рассуждения о том, что всякая пища, вареная или "суровая" (очевидно, не вареная), подобает тому или иному дню или периоду церковного года.
Отсюда следует первый вывод - сухоядение есть определенная степень поста (в отличие, например, от пищи с елеем), степень строгая и не всем посильная, и ее нельзя воспринимать как некий совершенно конкретный список предписаний, о чем ярко свидетельствует Устав, не описывая отдельно и подробно каждую степень воздержания в посте, а касаясь их лишь по мере необходимости.
Здесь же и второй вывод - если человек желает угодить Богу, то не имеет никакого значения, будет ли он в дни сухоядения есть неваренную капусту или сухари, финики или сушенный виноград, да еще обращая внимание на содержание в них воды. Суть воздержания не в этом - суровая пища (сухая ли, простая ли, сырая ли или неваренная) вне зависимости от конкретных продуктов должна смирить плоть человека, чтобы несколько ослабшие ее узы дали возможность духу вкушать другую пищу - пищу небесного Царства; кроме того, постясь, христианин послушается церковным установлениям, укрепляет свою волю, борясь с грехами, которые он начинает видеть. Если человек проводит пост именно так - то перед ним не должен стоять вопрос, что я должен есть в дни сухоядения - сухари или капусту? Дух Устава дает человеку определенную свободу в выборе пищи, Устав о сухоядении лишь утверждает меру строгости, не ограничивая постящегося узким набором продуктов (хотя они и называются: хлеб, вода, самые разные овощи и фрукты, зелень, злаки, мед и т.д.)
Таким образом, в дни сухоядения Устав дозволяет вкушение хлеба, воды, сырых, квашеных или маринованных овощей, фруктов, зелени, меда, разумеется, соли. Пища сваренная, а затем охлажденная (например, крупяная каша) также может употребляться в период сухоядения и это оставляется на усмотрение самого постящегося, так как единого уставного мнения по этому поводу нет.
Предлагаем вашему вниманию простую таблицу, в которой календарь постов и трапез представлен по периодам церковного года и дням недели. Нетрудно увидеть, что Устав различает 5 степеней поста:
1. Полное воздержание от пищи (например, в первые 2 дня Великого Поста);
2. Сухоядение;
3. Горячая (вареная) пища без елея (масла);
4. Горячая (вареная) пища с елеем (маслом);
5. Горячая (вареная) пища с елеем (маслом) и рыбой.

Календарь постов и трапез
(по монастырскому уставу) 

Периоды пн
вт ср чт пт сб вс
Великий Пост сухо - ядение горячее без масла сухо - ядение горячее
без масла
сухо - ядение горячее
с маслом
горячее
с маслом
Весенний мясоед     рыба   рыба    
Петров пост
горячее
без масла
рыба сухо - ядение рыба сухо - ядение рыба рыба
Летний мясоед     сухо - ядение   сухо - ядение    
Успенский пост
с 14 августа по 27 августа
сухо - ядение горячее без масла сухо - ядение горячее
без масла
сухо - ядение горячее с маслом горячее
с маслом
Осенний мясоед     сухо - ядение   сухо - ядение    
Рождест-
венский пост


с 28 ноября по 6 января
до 19 декабря горячее
без масла
рыба сухо - ядение рыба сухо - ядение рыба рыба
20 декабря - 1 января горячее
без масла
горячее с маслом сухо - ядение горячее
с маслом
сухо - ядение рыба рыба
2-6 января сухо - ядение горячее без масла сухо -ядение горячее без масла сухо - ядение горячее с маслом горячее с маслом
Зимний мясоед     рыба   рыба    

Что касается вопроса о эпитимии - священник, услышав на исповеди о грехе, который требует врачевания воздержанием в пище, вправе благословить кающемуся ту или иную степень поста. Если принимающий исповедь видит, что кающийся вполне способен понести и строгое воздержание, которое предполагается при сухоядении, более того, это необходимо для его души и не вредно для телесного здоровья - то священник может благословить и сухоядение. Однако, думается, что в наше время такое благословение все же не такое частое.