святые Петр и Феврония
  Новости Расписание Богослужений Вопрос священнику Форум Рассылка
Главная
ЛЕТОПИСЬ МВ ЛЕТОПИСЬ МВ
О ХРАМЕ О ХРАМЕ
ФОТОГАЛЕРЕЯ ФОТОГАЛЕРЕЯ
ПАЛОМНИЧЕСТВО ПАЛОМНИЧЕСТВО
ВОСКРЕСНЫЙ ЛИСТОК ВОСКРЕСНЫЙ ЛИСТОК
ОБЪЯВЛЕНИЯ ОБЪЯВЛЕНИЯ
ДРУГОЙ МИР ДРУГОЙ МИР
БИБЛИОТЕКА БИБЛИОТЕКА
МОЛОДЕЖЬ МОЛОДЕЖЬ
УЧИМСЯ УЧИМСЯ
НАША ПОЭЗИЯ НАША ПОЭЗИЯ
ПОМОЩЬ ПОМОЩЬ
КОНТАКТЫ КОНТАКТЫ
ЦЕРКОВНАЯ ЛАВКА ЦЕРКОВНАЯ ЛАВКА

   Патриархия.RU

   Orthodoxie in Freiburg Православие во Фрейбурге

  

  

  

  


   Православие.Ru

   Rambler's Top100

   Милосердие.ru

  © МВ 2009-2011
св. Петр и Феврония
Муромские
храм Вознесения
Господня
Малое Вознесение

  
ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ

Вопрос: О самопознании
Здравствуйте!!
Меня интересует такой вопрос: недавно я познакомилась с молодым человекм который занимается саморазвитием, самопознанием!! Мне очень понравились твердость, цельность, сила, жизненные приоритеты... этого человека ( но он верит в единого Бога и изучает все религии, занимается йогой, медитацией, что абсолютно не приемлемо для православного человека!!! Как православие относится к саморазвитию и если положительно с чего мне начать? Спасибо!!
Виктория

Ответ: Дорогая Виктория! Судя по Вашему письму, Вы православная и именно из этого мы и будем исходить, отвечая на Ваш вопрос, поэтому подготовьтесь к долгому и серьезному разговору.
Бог, сотворяя человека, мужчину и женщину, пожелал даровать им свободную волю, наделил всяческими талантами, поселил их в Раю, поставил их владычествовать над землей - тем самым преподнося человеку в дар весь сотворенный мир, приглашая его к участию в Божественной любви и призывая к благу. Адам и Ева, получив от Бога этот дар Отеческой любви, должны были, как это естественно чадам, ответить Ему. Но чем? Ведь все, что вокруг, все, что существует, Им сотворено и Ему принадлежит. Но мы помним, что человек наделен свободной волей, а значит волен отдать свое сердце тому, кому пожелает; и Милосердный Творец, Всеведущий и Всемогущий, лишь ждет от нас того, чтобы наше сердце целиком и полностью было отдано Ему, предано Правде и Любви. Божественное задание Адаму и Еве в этом и заключалось, чтобы они через познание себя, познание мира познавали Единого Истинного Бога-Творца, совершенствовались в любви к Отцу Небесному и друг другу, во всей полноте реализуя все то, что восхотел Бог вложить в душу человека.
Таким образом, христианский взгляд на самопознание и саморазвитие неразрывно связан с познанием Бога. Но любые ли пути ведут к Нему? В этом начинается главное расхождение православного мировоззрения с иными точками зрения в вопросах богопознания.
Священное Писание недвусмысленно утверждает и настаивает, что познание Бога не есть совокупность знаний о Нем, опыт применения различных духовных практик и упражнений, подчинение себя тем или иным духовно-нравственным ценностям или следование какому-либо пусть даже самому возвышенному учению. Все это в той или иной степени способствует познанию, но не заменяет его. Познание Бога с православной точки зрения есть приобщение Ему, приобщение не умозрительное, не психологическое, не рассудочное, но приобщение личностное, подлинное, понимаемое как теснейшее соединение, уподобление, причастность к Божественной жизни во всей Ее бесконечной полноте и неисчерпаемости. Оно открывает перед человеком бескрайние горизонты его истинного призвания и поставляет на высоту "причастников Божеского естества" (2 Петр.1,4), призывая в то же время к величайшей ответственности за тот дар любви, на которую ему предстоит ответить.
Есть в Священном Писании и ответ о пути богопознания, т.е. приобщения Богу - ответ этот мы находим в словах Самого Спасителя: "Я есть Путь и Истина и Жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня." (Ин. 14,6) Эти слова Господа Иисуса Христа ставят нас перед удивительнейшей тайной нашего спасения: "Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную." (Ин. 3,16) Мы, желая иметь эту жизнь, а значит, уничтожить лежащий на пути к ней грех, только во Христе находим единственную возможность к этому. Христос есть единственный Путь, к познанию Истины (т.е., Самого Бога), Которая дарует Жизнь.
Бог Сын, Вторая Ипостась Святой Троицы, становится человеком во всем, кроме греха, живет с нами, во всей полноте принимая на Себя все тяготы и лишения человеческой жизни и даже самую мучительную и позорную смерть, чтобы никто не сказал, что Сын Божий в Своей жизни чего-либо не познал. Для чего? Для того, чтобы в Своем Воскресении силою Божества исцелить все то, что было воспринято, изменить, преобразить человеческую природу, избавить ее от греха, проклятия и смерти и даровать спасение. Всякий, кто причастен Христу Богу, причастен и спасению, которое Тот дарует, а через это спасение наследует жизнь вечную. Поэтому Таинство Причащения - главное из того, что совершается в Церкви. Именно в этом таинстве человек удивительным образом соединяется с Самим Богом, приобщается Ему, преображается в Нем, конечно, не в силу одного лишь вкушения Тела и Крови (ведь к Чаше может подойти любой не знающий человек), но в силу вкушения Святых Таин с верой, любовью к Богу и упованием.
Искание других путей, попытка осмыслить все религиозные опыты человечества как допустимые и даже равноспасительные и ведущие к одному и тому же Единому Богу есть очевидное противоречие Божественному Откровению, данному через апостолов в Евангелии, очевидное противоречие Христу, слова Которого мы только что слышали. Поэтому как православие, по Вашему выражению, может относится к такого рода саморазвитию и самопознанию? Отнюдь не положительно.
Что же касается подлинного христианского понимания саморазвития, то это реализация и совершенствование Богом данных талантов, при чем не для себя, но для того, чтобы ими послужить Богу и ближним. Самопознание же - это путь, на котором человеку предстоит осмыслить себя и свое место в мире по отношению к Богу и людям, а значит исполнить Божественный Замысел о себе, найти в себе те самые таланты и реализовать главный из них - любовь.
С чего же начать? Вы написали, что молодой человек, с которым Вы недавно познакомились Вам симпатичен своей твердостью, цельностью, силой, жизненными приоритетами. Все это выдает в нем целеустремленную, одаренную личность, человека, не удовлетворяющегося поверхностными ответами на вопросы бытия, но ищущим, желающим получить ответы подлинные. Если это так - рано или поздно эти искания приведут его душу ко Христу. Вы же можете стать помощником на этом пути, будучи православной, примером своей жизни, глубоким пониманием и твердым исповеданием своей веры показать, что слова Христовы истинны, что Бог, касаясь Вашего сердца, действительно делает Вас другой - более доброй, понимающей, великодушной, терпеливой. И такой пример не останется безответным.
Очень было бы полезно познакомиться Вашему избраннику с книгой иеромонаха Дамаскина (Христенсена) "Не от мира сего" о жизни и трудах отца Серафима (Роуза), православного американца, священника-монаха, который в молодости прошел путь исканий, подобных тем, которые сегодня так пленяют душу Вашего друга. Отец Серафим до своего прихода к вере серьезно увлекался дзен-буддизмом, пробовал различные восточные практики, но душа его никак не могла найти покоя до тех пор, пока не состоялось крещение, сопровождавшееся интересными событиями, о которых и Вам (если не читали) будет небесполезно узнать.
Желаем, чтобы Господь, видящий всякую душу и всякое устремление, привел Вашего друга к Себе и устроил ваши жизненные пути.
Священник Алексий Давиденко

 
 
В этот день...

[НОВОСТИ] [РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ] [ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ] [ФОРУМ] [RSS]