Вопрос: О самопознании
Здравствуйте!!
Меня интересует такой вопрос: недавно я познакомилась с молодым человекм который занимается саморазвитием, самопознанием!! Мне очень понравились твердость, цельность, сила, жизненные приоритеты... этого человека ( но он верит в единого Бога и изучает все религии, занимается йогой, медитацией, что абсолютно не приемлемо для православного человека!!! Как православие относится к саморазвитию и если положительно с чего мне начать? Спасибо!!
Виктория

Ответ: Дорогая Виктория! Судя по Вашему письму, Вы православная и именно из этого мы и будем исходить, отвечая на Ваш вопрос, поэтому подготовьтесь к долгому и серьезному разговору.
Бог, сотворяя человека, мужчину и женщину, пожелал даровать им свободную волю, наделил всяческими талантами, поселил их в Раю, поставил их владычествовать над землей - тем самым преподнося человеку в дар весь сотворенный мир, приглашая его к участию в Божественной любви и призывая к благу. Адам и Ева, получив от Бога этот дар Отеческой любви, должны были, как это естественно чадам, ответить Ему. Но чем? Ведь все, что вокруг, все, что существует, Им сотворено и Ему принадлежит. Но мы помним, что человек наделен свободной волей, а значит волен отдать свое сердце тому, кому пожелает; и Милосердный Творец, Всеведущий и Всемогущий, лишь ждет от нас того, чтобы наше сердце целиком и полностью было отдано Ему, предано Правде и Любви. Божественное задание Адаму и Еве в этом и заключалось, чтобы они через познание себя, познание мира познавали Единого Истинного Бога-Творца, совершенствовались в любви к Отцу Небесному и друг другу, во всей полноте реализуя все то, что восхотел Бог вложить в душу человека.
Таким образом, христианский взгляд на самопознание и саморазвитие неразрывно связан с познанием Бога. Но любые ли пути ведут к Нему? В этом начинается главное расхождение православного мировоззрения с иными точками зрения в вопросах богопознания.
Священное Писание недвусмысленно утверждает и настаивает, что познание Бога не есть совокупность знаний о Нем, опыт применения различных духовных практик и упражнений, подчинение себя тем или иным духовно-нравственным ценностям или следование какому-либо пусть даже самому возвышенному учению. Все это в той или иной степени способствует познанию, но не заменяет его. Познание Бога с православной точки зрения есть приобщение Ему, приобщение не умозрительное, не психологическое, не рассудочное, но приобщение личностное, подлинное, понимаемое как теснейшее соединение, уподобление, причастность к Божественной жизни во всей Ее бесконечной полноте и неисчерпаемости. Оно открывает перед человеком бескрайние горизонты его истинного призвания и поставляет на высоту "причастников Божеского естества" (2 Петр.1,4), призывая в то же время к величайшей ответственности за тот дар любви, на которую ему предстоит ответить.
Есть в Священном Писании и ответ о пути богопознания, т.е. приобщения Богу - ответ этот мы находим в словах Самого Спасителя: "Я есть Путь и Истина и Жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня." (Ин. 14,6) Эти слова Господа Иисуса Христа ставят нас перед удивительнейшей тайной нашего спасения: "Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную." (Ин. 3,16) Мы, желая иметь эту жизнь, а значит, уничтожить лежащий на пути к ней грех, только во Христе находим единственную возможность к этому. Христос есть единственный Путь, к познанию Истины (т.е., Самого Бога), Которая дарует Жизнь.
Бог Сын, Вторая Ипостась Святой Троицы, становится человеком во всем, кроме греха, живет с нами, во всей полноте принимая на Себя все тяготы и лишения человеческой жизни и даже самую мучительную и позорную смерть, чтобы никто не сказал, что Сын Божий в Своей жизни чего-либо не познал. Для чего? Для того, чтобы в Своем Воскресении силою Божества исцелить все то, что было воспринято, изменить, преобразить человеческую природу, избавить ее от греха, проклятия и смерти и даровать спасение. Всякий, кто причастен Христу Богу, причастен и спасению, которое Тот дарует, а через это спасение наследует жизнь вечную. Поэтому Таинство Причащения - главное из того, что совершается в Церкви. Именно в этом таинстве человек удивительным образом соединяется с Самим Богом, приобщается Ему, преображается в Нем, конечно, не в силу одного лишь вкушения Тела и Крови (ведь к Чаше может подойти любой не знающий человек), но в силу вкушения Святых Таин с верой, любовью к Богу и упованием.
Искание других путей, попытка осмыслить все религиозные опыты человечества как допустимые и даже равноспасительные и ведущие к одному и тому же Единому Богу есть очевидное противоречие Божественному Откровению, данному через апостолов в Евангелии, очевидное противоречие Христу, слова Которого мы только что слышали. Поэтому как православие, по Вашему выражению, может относится к такого рода саморазвитию и самопознанию? Отнюдь не положительно.
Что же касается подлинного христианского понимания саморазвития, то это реализация и совершенствование Богом данных талантов, при чем не для себя, но для того, чтобы ими послужить Богу и ближним. Самопознание же - это путь, на котором человеку предстоит осмыслить себя и свое место в мире по отношению к Богу и людям, а значит исполнить Божественный Замысел о себе, найти в себе те самые таланты и реализовать главный из них - любовь.
С чего же начать? Вы написали, что молодой человек, с которым Вы недавно познакомились Вам симпатичен своей твердостью, цельностью, силой, жизненными приоритетами. Все это выдает в нем целеустремленную, одаренную личность, человека, не удовлетворяющегося поверхностными ответами на вопросы бытия, но ищущим, желающим получить ответы подлинные. Если это так - рано или поздно эти искания приведут его душу ко Христу. Вы же можете стать помощником на этом пути, будучи православной, примером своей жизни, глубоким пониманием и твердым исповеданием своей веры показать, что слова Христовы истинны, что Бог, касаясь Вашего сердца, действительно делает Вас другой - более доброй, понимающей, великодушной, терпеливой. И такой пример не останется безответным.
Очень было бы полезно познакомиться Вашему избраннику с книгой иеромонаха Дамаскина (Христенсена) "Не от мира сего" о жизни и трудах отца Серафима (Роуза), православного американца, священника-монаха, который в молодости прошел путь исканий, подобных тем, которые сегодня так пленяют душу Вашего друга. Отец Серафим до своего прихода к вере серьезно увлекался дзен-буддизмом, пробовал различные восточные практики, но душа его никак не могла найти покоя до тех пор, пока не состоялось крещение, сопровождавшееся интересными событиями, о которых и Вам (если не читали) будет небесполезно узнать.
Желаем, чтобы Господь, видящий всякую душу и всякое устремление, привел Вашего друга к Себе и устроил ваши жизненные пути.
Священник Алексий Давиденко